assemblage
Декоративно-прикладное искусство. Виды и техники ДПИ

Ассамбляж

Автор статьи: Виктория Масалаб

Ассамбляж (Assemblage) дословно в переводе с французского означает – сборка, соединение, монтаж, установка.

Ассамбляж как вид ДПИ – представляет собой изготовление трёхмерной декоративной композиции  в форме  панно, собранного  по методу коллажной технологии. Где, в качестве деталей коллажа, выступает  компоновка  межу собой объёмных реальных предметов и различных деталей, обломков, фрагментов, размещённых на прочном основании с  живописным или графичным фоном. Также данную технику называют – объёмным коллажем.

Декоративное панно в технике ассамбляжа можно изготовить из  любых простых натуральных или искусственных   предметов. Оригинально миксуя между собой металлические, деревянные, стеклянные, бумажные, текстильные, пластиковые или любые другие формы на фоне из, например: фотографического коллажа или живописной картины, портрета или декоративно-графической работы. Вариантов таких необычных сочетаний может быть бесконечное множество, насколько же, насколько бесконечна фантазия художников.

В ассамбляже отсутствуют строгие правила компоновки композиции, позволяя таким образом создавать оригинальные,  уникальные, креативные и современные произведения искусства. Техника ассамбляжа всегда непредсказуема и неординарна.  Изделия, выполненные в данной технике, всегда существуют в единственном экземпляре.

 

Ассамбляж как вид современного искусства  представляет собой сборку (монтаж)  художественных произведений в стиле постмодернизма из объёмных предметов, скомпонованных на плоскости или в сфере воздушно-пространственной среды. Такие современные художественные произведения называют – инсталляция. Инсталляция это – большой пространственный ассамбляж.

Инсталляция обладает   гораздо более многомерной перцептивностью (от лат. perceptio – восприятие), нежели просто классическая визуализация художественного полотна. Что позволяет ей добиться большего влияния на эмоциональное состояние зрителя, задействуя все пять его органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкусовые рецепторы. Сегодня в изобразительном искусстве нет строгих рамок и ограничений для реализации фантазии художника. Инсталляции могут состоять, например, из подвижных деталей и представлять собой анимированный ассамбляж, такие инсталляции могут  двигаться в такт мелодии, издавать определённы запах, звук, или даже быть съедобными. Музеи современного искусства оснащены всеми техническими возможностями, для того, чтобы погрузить зрителя внутрь подобного произведения искусства, что называется, дать возможность прочувствовать его изнутри, и отчасти, стать его участником.

Отсюда следует следующее направление в современном искусстве –перформанс. Перформанс это – участие зрителя в творческой идее художника, когда всё происходящее, является частью художественного образа.  В перформансе в качестве составных частей ассамбляжа, выступают определённые действия групп людей, работающих по определённо заданному сценарию.  Как правило, тематика перформанса направлена на привлечение внимание зрителя к какой-либо социальной, демографической, экологической и другим глобальным проблемам современного человечества. На сегодняшний  день, перформанс, является наиболее продуктивной формой выражения в искусстве, привлекающей внимание общественности.

История возникновения Ассамбляжа

Достоверно известно, что техника ассамбляжа существует с древнейших времён эпохи раннего палеолита.

В наше время ассамбляж возник как вид изобразительного искусства в середине прошлого века. Название этому термину дал французский художник Жан Дюбюффе в 1953году, который в ходе своих  творческих экспериментов с объёмными и фактурными коллажами, выполненными из фрагментов органики в комбинации с подручными материалами, искал определение для этой техники.

Поистине массовую известность и популярность  ассамбляжу принесла выставка в Нью-Йорке в Музее современного искусства под названием – «Искусство ассамбляжа» в 1961 году. В которой принимали участие известные кубисты, сюрреалисты, футуристы и дадаисты того времени. Среди них были такие представители художественной индустрии как:  Марсель Дюшан,  Виллем де Куинг,   Роберт Раушенберг,  Жан Тэнгли,   Сезар Бальдаччини и многие другие.

В 1969году Сезар Бальдаччини представил публике прессованную инсталляцию под названием «Мусорная корзина золотого голубя», которая произвела фурор в мире искусства и принесла заслуженную славу мастеру.

Среди российских художников-авангардистов,  с успехом работавших  в технике ассамбляжа, известны имена – Александра  Родченко,  Ивана Пуни и  Владимира Татлина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

СкопироватьУстанавливая код счётчика на сайт, вы соглашаетесь со всеми условиями Пользовательского соглашения. Сохранить